Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Основание для надзорной жалобы

Несогласие одной из сторон с оценкой фактических обстоятельств, проведенной судами первой и кассационной инстанций, не является существенным обстоятельством, являющимся основанием для отмены вступившего в силу и подлежащего неукоснительному исполнению судебного решения (Постановление Европейского Суда по правам человека по делу "Лучкина против Российской Федерации").

Озор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 сентября 2008 года

ОБЗОР
практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Верховным Судом РФ совместно с верховными судами республик, краевыми, областными судами, судом автономного округа, Московским и Санкт-Петербургским городскими судами проведено обобщение практики рассмотрения за период с 2004 по 2006 годы дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»(в ред. от 22 августа 2004 года).

Статьей 1 указанного Закона к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными(ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Федеральным законом«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст.1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Дела по жилищным спорам возбуждаются на основании заявлений заинтересованных лиц, а также прокуроров. Участие прокурора в рассмотрении таких дел судами регламентируется ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I«О прокуратуре Российской Федерации»(в ред. от 24 июля 2007 года), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.10 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны(попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст.45 ГПК РФ.

Обобщение судебной практики показало, что прокуроры, обращаясь в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлениями в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей вышеуказанной категории, исходили из положений ст.10 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из того, что лица, в защиту жилищных прав которых они выступают, являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, находятся в тяжелом материальном положении, социально не защищены, что затрудняет их самостоятельное обращение в суд.


Гражданские дела по заявлениям прокуроров о внеочередном обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей


В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом в силу абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Вместе с тем согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Судебная практика показала, что предписания ст.ст.5 и 8 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о финансовом обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о дополнительных гарантиях прав этих детей на имущество и жилое помещение органами исполнительной власти не всегда соблюдаются, что и вынуждает прокуроров обращаться с заявлениями в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма), а несогласованность норм ст.8 упомянутого Федерального закона и ст.57 ЖК РФ привела к сложностям в определении ответчика по данным делам.

В большинстве случаев прокуроры обращались с заявлениями о предоставлении этим детям жилых помещений по договорам социального найма к органам местного самоуправления. Ответчики, возражая против заявленных требований, ссылались на то, что указанная категория лиц должна обеспечиваться жильем органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации.

Правильной является позиция судов, которые, разрешая дела названной категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления(ответчиков по делу) и удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства.

Так, Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия по заявлению прокурора Орджоникидзевского района в интересах несовершеннолетней Ч. о предоставлении жилья возложил на администрацию муниципального образования«Орджоникидзевский район» обязанность предоставить Ч. расположенное в пос.Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Не согласившись с этим решением суда, ответчик его обжаловал. Суд кассационной инстанции оставил названное решение без изменения, поскольку пришел к выводу о том, что предоставление Ч. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст.ст.5 и 8 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем при рассмотрении данной категории дел необходимо учитывать, что в случае принятия субъектом Российской Федерации нормативных актов, устанавливающих порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд при определении надлежащего ответчика должен руководствоваться этими нормативными актами(ст.5 и абз.3 ст.8 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Например, Кемеровский районный суд Кемеровской области при рассмотрении 30 мая 2005 года дела по заявлению прокурора Кемеровского района, поданного в интересах Н., оставшегося без попечения родителей, к администрации Кемеровского района о предоставлении жилого помещения при определении надлежащего ответчика руководствовался Законом Кемеровской области от 26 марта 2001 года N 28-ОЗ«О защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ч.2 ст.1 и ст.3 данного Закона области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в соответствующих учреждениях жилое помещение предоставляется однократно вне очереди органами местного самоуправления. Расходы на реализацию мер по обеспечению этих детей жилым помещением производятся за счет местных бюджетов с последующей компенсацией из областного бюджета. Аналогично вопросы предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, решаются в Законе Амурской области от 11 апреля 2005 года N 472-ОЗ(в ред. от 30 марта 2007 года) и Законе Республики Саха(Якутия) от 31 марта 2005 года 225-З N 457-III(в ред. от 26 апреля 2007 года).

Законодательством г.Москвы предусмотрено, что после принятия решения Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа о предоставлении жилого помещения Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы осуществляет подбор жилых помещений по заявленному набору квартир и передает их распоряжением на код государственного унитарного предприятия«Моссоцгарантия». Распоряжение, подписанное руководителем Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд г.Москвы и о его предоставлении, является основанием для предоставления жилого помещения и заключения договора(Закон г.Москвы от 30 ноября 2005 года N 61«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», Положение об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, утвержденное постановлением правительства г.Москвы от 2 октября 2007 года N 854-ПП).

В судебной практике имели место случаи, когда по делам по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об обеспечении таких детей по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.

Большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Однако в практике судов имелись случаи, когда ответчики, не признавая заявление прокурора в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывали на отсутствие у них свободного жилья, а также на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.

Поэтому правильной является позиция тех судов, которые, удовлетворяя заявления прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в своих решениях о предоставлении жилого помещения по договору социального найма исходили из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а вышеприведенные доводы ответчиков признавались не основанными на законе.

Дела по заявлениям прокуроров о восстановлении нарушенного права пользования жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое было закреплено за ними на период их пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания населения, в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Судами рассматривались заявления прокуроров в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о восстановлении нарушенного права пользования жилым помещением, которое было закреплено за ними в соответствии с абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Заявления о восстановлении нарушенного права пользования жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подавались прокурорами в основном по следующим категориям дел: о выселении из занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждан(нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения; о признании права на жилое помещение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; о выселении лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения; о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, другого жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания, а также другие.

Дела данной категории разрешались судами в соответствии с нормами жилищного законодательства и названным Федеральным законом. Юридически значимые обстоятельства и предмет доказывания определялись судами с учетом заявленных прокурором требований и подлежащих применению норм материального права.

При рассмотрении дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, о выселении нанимателя(члена семьи нанимателя), лишенного родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ним проживания без предоставления другого жилого помещения судами, исходя из норм ст.91 ЖК РФ, устанавливались следующие обстоятельства: принадлежность жилого помещения к государственной или муниципальной собственности; проживание ответчика-родителя в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма; круг лиц, обладающих равным с нанимателем правом пользования спорным жилым помещением; факт лишения лиц, подлежащих выселению, родительских прав; невозможность совместного проживания нанимателя с несовершеннолетними детьми, в отношении которых он лишен родительских прав, и другие.

Например, заочным решением Нижнеилимского районного суда Иркутской области удовлетворено заявление прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту интересов несовершеннолетней, находящейся на воспитании в детском доме вследствие лишения ее матери Л. родительских прав. Требование прокурором заявлено о выселении Л., которая систематически разрушает жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетней. Ответчица длительное время нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками. По причине задолженности по оплате за квартиру и коммунальные услуги в квартире отключена электроэнергия. В жилом помещении антисанитария, оно приведено в непригодное для проживания состояние. Предупреждение наймодателя об устранении нарушений оставлено Л. без внимания. Установив наличие обстоятельств, на которые ссылался прокурор, суд на основании ст.91 ЖК РФ выселил ответчицу из квартиры без предоставления другого жилого помещения.

По делам о признании за детьми из указанной категории права пользования жилыми помещениями, которые были ранее закреплены за ними, и о вселении, доказыванию, как показала судебная практика, подлежали следующие обстоятельства: вселение и проживание несовершеннолетних с родителями в жилом помещении по договору социального найма; утрата детьми родительского попечения; направление детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; закрепление за детьми жилого помещения на весь период их нахождения в соответствующих учреждениях; вселение в жилое помещение третьих лиц в период временного нахождения детей, оставшихся без попечения родителей, в названных учреждениях, проживание которых препятствует вселению и проживанию детей в закрепленном жилом помещении.

В защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуроры предъявляли заявления о выселении лиц, вселившихся в закрепленное за этими детьми жилое помещение с нарушением их прав и без законных на то оснований, а также заявления о принятии мер к лицам, которые такому вселению содействовали. Если судом устанавливалось, что ответчик вселился в спорное жилое помещение, ранее закрепленное за указанными детьми, при отсутствии каких-либо правовых оснований, выселение ответчика осуществлялось без предоставления другого жилого помещения.

Прокуроры предъявляли в суд заявления в защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в случаях, когда жилое помещение, закрепленное за ними при помещении в детское учреждение, признавалось непригодным для проживания.

Так, прокурор Красноармейского района Приморского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов выпускницы государственного интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ч. к администрации муниципального образования«Красноармейский район» о предоставлении ей вне очереди другого жилого помещения взамен ранее закрепленного за ней жилого помещения. При рассмотрении заявления суд установил, что жилое помещение хотя и было закреплено за Ч., но на момент ее выпуска из названного учреждения было признано непригодным для проживания в связи с ежегодным затоплением. При таких данных суд на основании ст.57 ЖК РФ и ст.ст.8 и 10 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязал администрацию выделить Ч. вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в с.Новопокровка Красноармейского района Приморского края.

Оспаривание прокурорами нормативных актов, регулирующих вопросы предоставления жилых помещений по договору социального найма лицам, указанным в ст.1 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также оспаривание ими действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц в порядке главы 25 ГПК РФ

В защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предъявлялись и заявления об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующих вопросы предоставления жилых помещений лицам, указанным в ст.1 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Так, исполняющий обязанности прокурора Аскизского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в Аскизский районный суд Республики Хакасия с заявлением об оспаривании Положения о порядке ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет по обеспечению их жилыми помещениями и условиях предоставления им жилых помещений, утвержденного постановлением главы Аскизского района от 13 июля 2006 года N 791-п.

Оспариваемые прокурором пп.1 и 3 раздела«Порядок и условия предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет» названного Положения предусматривали, что«внеочередное право на получение жилого помещения без учета очередности и времени принятия на учет имеют лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилья которых должно быть реализовано в текущем году, которым исполняется 23 года».

Исходя из требований чч.1 и 3 ст.40 Конституции Российской Федерации, ст.8 Федерального закона«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также пп.3 и 4 Положения о порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет, утвержденного постановлением правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2005 года N 444, суд пришел к выводу, что обжалуемые пункты Положения о порядке ведения учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет(утвержденного постановлением главы Аскизского района от 13 июля 2006 года N 791-п) противоречат действующему жилищному законодательству и признаны недействующими со дня принятия судом решения.

Обобщение практики рассмотрения судами Российской Федерации гражданских дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показало, что, как правило, требования прокуроров были обоснованными, в связи с чем они удовлетворялись судами


07.11.2008

НОвая форма для адвокатов, нотариусов и ИП в ИФНС без постоянной регистрации

Утверждена форма заявления для бизнесменов, адвокатов, нотариусов, не имеющих возможность получать письма из ИФНС по адресу постоянной регистрации.
Приказом ФНС от 29.05.2014 № ММВ-7-14/306@ утверждена форма заявления №1 А, необходимая бизнесменам, адвокатам, нотариусам, которые не могут получать письма из ИФНС по адресу постоянной регистрации. В этом заявлении указывается адрес для получения налоговой корреспонденции, а также предпочтения по датам направления писем.

«Читайте полностью в приложении app.4dk.ru»

Как разделить бизнес в случае развода

При прекращении брачных отношений супругам приходится сталкиваться с вопросом раздела нажитого во время совместного проживания имущества. Как быть в этом случае с имуществом, приобретённым благодаря ведению бизнеса?
При разводе разделу подлежит лишь та часть имущества, которая находится в так называемой совместной собственности супругов. В понятие «совместная собственность» входит всё имущество, нажитое во время брака, в том числе – акции, паи, доли в капитале, а также доходы от предпринимательской деятельности, если брачным договором не установлен режим собственности, отличный от совместного (ст. 34 СК РФ, п. 1 ст. 42 СК РФ). Причём не имеет значения, кем из супругов это имущество приобретено, или на чьё имя оно оформлено.
Однако разделу не подлежит личное имущество каждого из супругов – то есть имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное в дар, по наследству или в порядке приватизации (п. 1 ст. 36 СК РФ). Кроме того, судом может быть признано личным имущество, которое приобретено одним из супругов, хотя и в период действующего брака, но в условиях фактического раздельного проживания (п. 4 ст. 38 СК РФ).
При отсутствии брачного договора доли супругов на общее имущество признаются равными, однако при разделе данный порядок может быть изменён. Самым простым способом раздела совместно нажитого имущества является письменно оформленное соглашение супругов о разделе, причём заверять его нотариально нет необходимости (п. 2 ст. 38 СК РФ). Оформляя такое соглашение, следует указать вид, характеристики общего имущества, подлежащего разделу, определить имущество, подлежащее передаче каждому, установить порядок передачи, стоимость денежной компенсации в случае несоразмерности получаемого и т. д.
Если соглашение о разделе между супругами не достигнуто, придётся обращаться в суд, который с учётом всех обстоятельств определит размер доли каждого в общем имуществе, установит право на то или иное имущество. При оформлении раздела в составе имущества должны учитываться права требования и общие долги. При этом общие долги распределяются пропорционально присуждённым долям (п. 3 ст. 39 СК РФ).
К требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трёхлетний срок исковой давности (п. 7 ст. 38 СК РФ).

Особенности раздела имущества, полученного от занятия бизнесом
Существует несколько форм осуществления предпринимательской деятельности. Рассмотрим наиболее распространённые из них и расскажем, как разделить имущество в конкретных случаях.
Индивидуальная предпринимательская деятельность. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). При этом, как мы уже говорили, всё приобретённое имущество, включая доходы от осуществления предпринимательской деятельности, является общим имуществом супругов. Однако, осуществляя раздел при данной форме ведения бизнеса, необходимо учитывать ряд особенностей:
° доходом должна признаваться лишь разница между полученной выручкой и понесёнными затратами на её получение, т. е. некая экономическая выгода. Учитывая специфику предпринимательской деятельности, отметим, что она не всегда сопряжена с получением дохода;
° право на получение доходов возникает не в момент фактического получения денежных средств супругом-предпринимателем, а на дату заключения договоров, по которым оплата будет произведена должником в будущем. Таким образом, если право требования возникло в период действия брака, указанные доходы могут подлежать разделу;
° претендуя на долю в доходах от осуществления предпринимательской деятельности, необходимо помнить о долгах супруга-предпринимателя. В случае расходования доходов на приобретение общего имущества и нужд семьи долги будут общими. Если же полученные средства направлялись супругом исключительно на развитие предпринимательской деятельности, имеющиеся долги должны оставаться только за ним.
Коммерческая организация. В этом случае участник такой организации получает определённые права, обусловленные наличием акций, паёв либо долей в уставном (складочном) капитале юридических лиц. При разводе разделу подлежит не имущество этой организации, а непосредственно сами паи, доли и акции. При этом супруги по умолчанию имеют на них равные права.
Наибольшее распространение получило образование хозяйственных обществ в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Если вы имеете долю в ООО, либо акции в АО, у вас возникает право на получение части прибыли, а также право на участие в управлении обществом и получение его имущества при ликвидации.
Важно учитывать, что в случае раздела акций и имущественных прав участников общества применяются не только требования закона, но и положения устава организации. Так, в частности, уставом ООО может быть установлен запрет на вступление в число участников нового лица (бывшего супруга), либо предусмотрено ограничение, выраженное в получении обязательного согласия иных участников общества (п. 2 ст. 21 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Определение ВАС РФ от 18.06.2012 № ВАС-6886/12 по делу № А63-819/2011). В этом случае супруг приобретает право требования выплаты денежной компенсации, равной половине действительной стоимости доли общества, принадлежащей супругу-учредителю. Действительная стоимость доли определяется исходя из стоимости чистых активов общества на время рассмотрения дела в суде с учётом сведений, указанных в бухгалтерской отчётности, последней ко дню рассмотрения дела.
В случае отсутствия запретов или ограничений, доля участия в ООО может быть разделена между супругами (Постановление Президиума Ростовского областного суда от 02.02.2012 № 44-г-7).
При разделе акций предполагается, что их следует делить поровну. При этом если речь идёт о выплате денежной компенсации взамен передачи прав на акции, денежная компенсация исчисляется по рыночной стоимости акций (Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.05.2013 по делу № 33-981/2013 ).
Кроме того, супруги всегда могут реализовать принадлежащие им доли, акции либо паи и поделить вырученные средства между собой.
Выбирая тот или иной способ раздела бизнеса, необходимо помнить, что осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан (ст. 7 СК РФ).

«Читайте полностью в приложении app.4dk.ru»

Как отказаться от страховки при взятии кредита

Часто банки включают в кредитный договор условие о страховании жизни, ничего не сообщая об этом Клиенту. При этом стоимость такой страховки может достигать до 30 % от суммы кредита. Правомерно ли это? Как отказаться от навязанной страховки и что делать, если договор уже подписан?
Страхование жизни (здоровья) заёмщика является для банка гарантией того, что в случае, если с заёмщиком произойдёт какая-либо непредвиденная ситуация, кредит и проценты по нему будут выплачены полностью. Поэтому многие банки по умолчанию включают в кредитный договор данный вид страхования. Однако из ст. 935 ГК РФ следует, что обязанность страховать свою жизнь и здоровье не может быть возложена на гражданина по закону, в связи с чем заёмщик вправе отказаться от включения в кредитный договор данной услуги.

Право на информацию
Одно из главных правил для организаций, задействованных в потребительском секторе рынка, сформулировано в Законе РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее – Закон ЗПП): продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ч. 1 ст. 10 Закона ЗПП).
В случае же, если потребителю не предоставлена возможность получить при заключении договора такую информацию, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, причинённых необоснованным уклонением от заключения договора, а в случае, если договор заключён, – в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков (ч. 1 ст. 12 Закона ЗПП).
Итак, мы видим, что предоставление информации в подобных ситуациях приобретает юридически обязывающее значение для исполнителя по договору. Верховный Суд РФ в этой связи указал, что потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатком оказанной услуги, в том числе выразившимся в своевременном непредоставлении исполнителем потребителю необходимой и достоверной информации. В этой ситуации юридически значимым и подлежащим установлению и доказыванию являются факт предоставления исполнителем потребителю необходимой и достоверной информации, а в случае установления факта непредоставления потребителю такой информации в полном объёме – установление причинной связи между непредоставлением указанной информации и возникновением убытков у потребителя (см. Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2012 № 11-КГ12-18).
Для рассматриваемой в нашем вопросе ситуации такое юридически обязывающее значение придаётся информированию банком Клиента-заёмщика о включении в кредитный договор условий о страховании жизни (здоровья).

«Навязанная» страховка
При этом банк может не ограничиться исполнением этой вменённой ему законом обязанности, но пойти дальше и поставить заключение самого кредитного договора в зависимость от согласия заёмщика-потребителя на включение в договор условий о страховании жизни. Однако эти действия банка будут считаться незаконными в силу положений ст. 16 Закона ЗПП, которые запрещают обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других.
Но если сам потребитель, не будучи ограничен в выборе того или иного варианта заключения кредитного договора, предпочёл предложенный банком вариант, содержащий условие о необходимости страхования жизни, говорить в данном случае о навязывании услуги будет неверным. С таким подходом соглашаются и суды (см., к примеру, Апелляционные определения Красноярского краевого суда от 19.03.2014 № 33-2614/2014 и Верховного Суда Республики Башкортостан по делу № 33-747/2014).
Отсюда проистекают и трудности в общении заёмщиков с банками.
Именно поэтому, знакомясь с содержанием кредитного договора, самое пристальное внимание следует уделить разного рода дополнительным листам, «галочкам» типовых форм-приложений и т. п. Не стесняйтесь задавать больше вопросов кредитному специалисту в банке (или магазине при оформлении покупки в рассрочку) о том, что означает тот или иной абзац, предложения, формулирующие конкретные условия договора.
Внимательное изучение кредитного договора позволит убедиться в выполнении банком своей обязанности по информированию о представляемых им услугах, что в свою очередь будет способствовать наиболее правильному выбору варианта предлагаемых услуг или, в случае отсутствия такого выбора, своевременному реагированию на нарушение своих прав.
Таким образом, в случае, если заёмщик-потребитель получил от банка всю необходимую информацию и имел возможность убедиться, что кредитный договор содержит условие о предоставлении дополнительной услуги по страхованию жизни, и согласился с данным условием, а также в случае, если это условие не было ему тем или иным способом навязано, отказаться от такого договора без ущерба для себя потребителю будет крайне затруднительно. Об этом свидетельствует сложившаяся судебная практика. В случае же, если заёмщик-потребитель не был своевременно проинформирован обо всём объёме предоставляемых ему услуг, он имеет полное право требовать расторжения договора и возмещения причинённых в результате непредоставления необходимой информации убытков в судебном порядке.
В заключение необходимо сказать, что с 1 июля 2014 года вступил в силу Закон «О потребительском кредите (займе)». В соответствии со ст. 7 данного Закона банку вменяется в обязанность, в случае предложения заёмщику дополнительной услуги страхования жизни, в заявлении о предоставлении кредита предусматривать возможность отказа от предлагаемой услуги.

«Читайте полностью в приложении app.4dk.ru»


Продажа авто

На первый взгляд процедура купли-продажи авто может показаться довольно несложной, особенно для опытных автомобилистов. Однако будучи хорошо осведомлёнными в технической стороне вопроса, многие водители часто забывают о юридических нюансах такой сделки. Попробуем разобраться, с какими «подводными камнями» можно столкнуться при продаже автомобиля и как их избежать.
О регистрации
Ранее перед продажей автомобиля требовалось сначала снять его с регистрационного учёта, но не так давно данная обязанность для автомобилистов была отменена Приказом МВД РФ от 07.08.2013 № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним» (далее – Регламент).
Согласно п. 56.1 Регламента изменение регистрационных данных о новом владельце происходит автоматически в момент регистрации автомобиля новым хозяином. После подписания договора купли-продажи новый собственник обязан в течение десяти дней зарегистрировать автомобиль на себя. Будьте внимательны: если новый собственник автомобиля не успеет или намеренно не произведёт процедуру регистрации в установленные законом сроки и при этом будет эксплуатировать авто и нарушать ПДД, то оплачивать штрафы за такие нарушения и уплачивать транспортный налог придётся бывшему собственнику. Если вы столкнулись с такой ситуацией, для обжалования штрафов необходимо написать заявление в ГИБДД о том, что автомобиль вам более не принадлежит, и в подтверждение приложить копию договора купли-продажи. Также у вас есть право через десять дней после продажи автомобиля обратиться в подразделение ГИБДД для прекращения регистрации ТС, если новый собственник не зарегистрировал его в установленном законом порядке. При этом свидетельство о регистрации транспортного средства будет выставлено в розыск.
Чтобы избежать таких неприятных моментов, МВД рекомендует перерегистрировать ТС в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Данную процедуру можно провести сейчас в любом подразделении ГИБДД, независимо от места жительства продавца и покупателя.
О генеральной доверенности
Хотим вас предостеречь: юридически такого понятия, как продажа автомобиля по генеральной доверенности, не существует. Генеральная доверенность не фиксирует куплю-продажу автомобиля, а отражает лишь факт того, что хозяин машины (которым по закону остаётся продавец) разрешает пользоваться ей другому человеку с правом передоверия и перепродажи. Рисков по продаже авто по генеральной доверенности всегда было немало, но несмотря на это данный документ довольно часто использовался для быстроты оформления сделки. Помните: только заключение письменного договора купли-продажи автомобиля может застраховать вас от возможных неприятностей и имущественных споров.
О регистрационных знаках
Прежний собственник автомобиля имеет возможность сохранить за собой номерные регистрационные знаки для последующего присвоения новому транспортному средству. Срок хранения в подразделениях ГИБДД регистрационных знаков, сданных для перерегистрации на новый автомобиль, в связи с принятыми изменениями увеличен с 30 до 180 суток (п. 42 Регламента). Если вы желаете сохранить регистрационные знаки, то перед продажей и перерегистрацией автомобиля на нового собственника вы должны оплатить выдачу других регистрационных знаков и продавать автомобиль уже с новыми номерами.
О передаче денег
Наверное, самый ответственный момент при продаже автомобиля – это передача ключей и получение денег. Чтоб уберечь себя от возможных и очень распространённых в настоящее время неприятностей, надёжнее оформить передачу денежной суммы через банковскую ячейку. В договоре купли-продажи необходимо предусмотреть условия, при которых продавец имеет право забрать деньги из ячейки. Покупатель в присутствии продавца и сотрудника банка закладывает определённую сторонами сумму в ячейку, а после выполнения всех условий, предусмотренных договором, продавец забирает деньги из ячейки.
Об уплате налога
Согласно российскому законодательству, после продажи автомобиля необходимо подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ до 30 апреля года, следующего за годом продажи, и уплатить НДФЛ с полученного от сделки дохода до 15 июля года, следующего за годом продажи. Но это лишь в том случае, если автомобиль находился в вашей собственности менее трёх лет.
При расчёте налога вы можете уменьшить доход от продажи по своему выбору (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ):
° на расходы по приобретению автомобиля при наличии подтверждающих документов (договор купли-продажи, акт приёма-передачи денежных средств и т. п., в которых указана уплаченная вами сумма);
° на имущественный вычет в размере 250 000 рублей.
Если автомобиль находился в вашей собственности три года и более, доходы от продажи налогом не облагаются. В этом случае заполнять и подавать налоговую декларацию по НДФЛ в налоговую инспекцию не нужно (п. 17.1 ст. 217, п. 4 ст. 229 НК РФ).
Будьте предельно внимательны к тем формальностям, о которых мы упомянули в статье, ведь автомобиль – это не просто удобное средство
передвижения, а движимое имущество (ст. 130 ГК РФ), сделки с которым должны быть оформлены в соответствии с законом.